Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-02-23

Наша система образования полагает, что важнее взвешивать животное как можно чаще, чем кормить его

Встретил сегодня в Сети чУдную формулировку одной из главных характеристик официальной системы образования:
"Наша система образования полагает, что важнее взвешивать животное как можно чаще, чем кормить его" (“We have an educational system that thinks weighing the animal more frequently is more important than feeding it.”) (блог The Innovative Educator).

2011-02-22

Продвижение критического мышления: что делает задачу очень трудной

Объективная ценность этого курса такова, что переоценить её невозможно, но субъективное восприятие у людей является единственной "руководящей и направляющей" силой, поэтому снова повторю перечень главных. на мой взгляд, препятствий:
  1. В СНГ только единицы (буквально) тех, кто уже попробовал "вкус" этого пока крайне экзотического продукта.
  2. Русскоязычных сетевых ресурсов нет (кроме пока ещё капель информации на моём сайте и в этом блоге). Доступные ресурсы - только на английском (РКМЧП, как я уже писал, совсем не КМ).
  3. Нет публикаций и переводов (кроме одной книги Д. Халперн и нескольких глав из книги Р. Поля).
  4. Нет опыта успешной рекламы и продажи тренингов и курсов КМ.
  5. КМ очень резко расходится с привычными стереотипами мышления и поведения (пропасть разрыва).
  6. КМ - это радикально новое мировоззрение и большая и сложная работа по овладению знаниями и навыками "высокого порядка" (high order thinking).
  7. В существующей системе образования на всех уровнях и в системе повышения квалификации нет ничего, что хоть как-то способствовало пониманию и освоению КМ.
Вот с этой "базы" и приходится начинать. Тем интереснее будет, если удастся что-то сделать.

Как в России имеют психологию: ru_psychology: психология отраслевая vs психология общая

ru_psychology: психология отраслевая vs психология общая
Автор - g_zharkov
Психология отраслевая vs психология общая

На прошлой неделе был в Коломне на очень интересной конференции по психологии духовности и нравственного воспитания. В соответствии с темой было много "православных" педагогов и психологов и очень много военных (недаром во времена оны один из крупных чиновников вопрошал меня - почему Вы пишете "гражданско-патриотическое воспитание", правильно ведь - военно-патриотическое).

На конференции имхо очень ярко проявилось коренная разница подходов психологий, основанных на обслуживание той или иной конкретной институции (школы, армейского командования, церкви) с общепсихологическими принципами:

1.эмпиризма - все-таки в наших вузах нас учили, что психология должна быть основана на ИССЛЕДОВАНИИ, то есть проверке альтернативных гипотез и установлении, а не декларировании неких закономерностей. В отраслевой же науке не так - сказано обосновать ту или иную программу, срок обучения или модель воинской службы - обоснуем. Если получается плохо (как в свое время с обучением 6-леток или призывной армией), тем хуже для реальности. Потом разработаем программы коррекции, если кого-то постулируемая программа изуродует.<

2.субъектности - если в армии нужны агрессивные, будем формировать агрессию. Если религиозная практика формирует тяжелейшие невротические симптомы - значит невроз это благословение Божие. Если у ребенка острая эмансипационная реакция на обязательное тестирование на наркотики - тем хуже для него. То есть выбора у личности вообще нет, так же как и необходимости в личностных смыслах

3.безоценочности и принятия различий - острее всего подвергалось нападкам само понятие "толерантность" При этом показательно, что и военные психологи и священнослужители продемонстрировали полную девственность в знании даже самых распространенных психологических теорий и парадигм - при этом требуя, чтобы мы знали и Писание и уставы воинские (это, кстати, без проблем, но притчу о милосердном самаритянине в контексте пособничества терроризму мне никто так и не прокомментировал)...

Думаю, что при встрече с организационными психологами/управленцами и любыми другими "узкими специалистами" произойдет тоже самое

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения