Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-02-02

Церковно-приходское образование как особый путь модернизации России

Всё. Приехали. Конечная остановка. Поезд дальше не пойдёт. Глава РПЦ открыто выступил против Конституции РФ, провозглашающей светский характер государства. Выразилось это в объявлении «общечеловеческих ценностей» и «светского гуманизма» «антирелигиозной идеологией», т.е. враждебными религии, и в предложении ввести религиозное образование в школах и вузах. Так это выглядит, по всяком случае, если читать сообщения новостных лент:
Патриарх Кирилл предлагает ввести религиозное образование в школах и вузах
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предлагает ввести изменения в закон «Об образовании» о преподавании в школах и вузах основ «религиозной культуры» в противовес распространению среди учащихся «общечеловеческих ценностей» и «светского гуманизма».

«Имеет смысл ставить вопрос о введении в закон положений, посвященных религиозному образованию. Они, в частности, должны урегулировать практику взаимодействия государства, органов местного самоуправления и религиозных организаций в преподавании знаний о религиозной культуре воспитании учащихся в дошкольных учреждениях, средней школе, светских вузах», – цитирует «Интерфакс-Религия» доклад патриарха на Архиерейском Соборе в Москве.
По мнению предстоятеля, слова которого приводит его пресс-служба, недопустимо закрепление в законодательстве «антирелигиозной идеологии, противопоставляющей так называемые «общечеловеческие ценности» и «светский гуманизм» религиозному мировоззрению». «Газета.Ru»

2011-02-01

Привычка не думать - блог Ильи Весеннего

Привычка не думать - блог Ильи Весеннего

Открытое письмо против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования, разработанного под руководством Л. Кезиной и А. Кондакова | Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

Открытое письмо против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования, разработанного под руководством Л. Кезиной и А. Кондакова | Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

2011-01-31

Как выбираем, так нас и имеют...

Читаю совершенно восхитительный блог The Innovative Educator, что в переводе примерно означает «Инноватор образования». Там есть пост The Best Teacher Evaluation System I’ve Heard of! («Наилучшая система оценки учителей, о которой я когда-либо слышал!»), где рассказывается об опыте образовательной модели Sudbury school, в рамках которой учащиеся ежегодно голосуют, кого из учителей оставить преподавать, а кого уволить.

В основе такого подхода лежит следующее базовое предположение (философия):
Adults do not control children's education; children educate themselves (Взрослые не контролируют (не управляют) образование детей; дети образовывают себя сами).
В комментариях затрагивается и сфера политики через ассоциацию выборов учителей и выборов парламентариев и президентов — в том смысле, что раз уж политиков, претендующих на судьбоносные посты и функции, выбирают все и простым голосованием, то что же мешает такую практику и на учителей распространить?

У меня же при чтении возникла другая ассоциация — школьникам, чтобы стать студентами или просто перейти из класса в класс, приходится преодолевать сито тестов и экзаменов (утверждаемых, кстати, теми же политиками), а чтобы стать депутатом или даже президентом, достаточно иметь связи, деньги и команду политтехнологов, а знания и умения самого претендента на кусочек власти никаким испытаниям не подвергаются. И чего же мы хотим от таким образом формируемой власти?

P.S. Выборы преподавателей, с которыми учащиеся взаимодействуют ежедневно не менее года, понять и принять можно. Но существующая система отбора во власть абсолютно неадекватна современным и всё более сложным проблемам общества. Это и ежу понятно...

2011-01-30

Опасайтесь учителей и желающих учить — становитесь умелыми самоучками

Учился я когда-то на историческом факультете и выучился принципу «Учи матчасть», что в переводе на язык исторической науки означает «Изучай методологию, документы и (арте)факты». В судебной экспертизе мне этот навык теперь сильно помогает.

И тут... Прислали мне недавно ссылку на один чудачный документ (даю такое прилагательное, поскольку в сём творении содержится обширная программа свершения чудес, в реальной жизни не наблюдаемых) одного научно-методического центра районного уровня образования в славном второстоличном граде под названием «Примерная основная образовательная программа начального общего образования».

Почитал я это чудачество (что-то меня всё тянет первую букву другую написать) и решил вынести в блог два основных наблюдения (нет пока времени на подробное анатомическое вскрытие и диагностику):
  1. Ложно и вредно само разделение на тех, кто «учит», и на тех, кого «учат». Когда методисты («учителя» «учителей») создают столь чудовищно бессмысленные документы, то становится особенно очевидно, что одностороннего процесса «учения» авторитетами неофитов в реальности просто не существует. Есть попытки суггестии (внушения) и давления (шантажа и т.п.), есть дрессировка (поощрения и наказания), есть групповая динамика и личные отношения, есть (пока ещё редкое явление в российском образовании) диалог-дискуссия — но «обучения» одних другими НЕТ. И, как утверждает вся современная социальная психология вкупе с когнитивными науками и с эволюционной эпистемологией, существует лишь процесс САМОНАУЧЕНИЯ, самообразования. В английском языке различие между иллюзорным «учить» и реальным «научаться» выражено наличием двух разных глаголов — teach и learn. В русском языке с таким различением сложнее, но для желающих и умеющих научаться это никакой проблемы не составляет. Самое большее — и самое лучшее, что могут сделать «учительствующие», — это создать условия, максимально способствующие желанию самонаучаться и процессу самонаучения (последний, правда, сложно переплетается с ситуацией обязательно-вынужденного образования и с желанием или нежеланием индивида научаться). Мысль давно уже банальная и страшно затасканная — но до сих пор почти никак в широких масштабах не реализуемая, поэтому приходится повторять. «Учитель», таким образом, может либо пробовать принуждать «ученика» к самонаучению (забавно звучит, не правда ли?) и выступать в роли «авторитета-надзирателя», либо помогать организовывать процесс самонаучения и быть тренером (другое дело, что тренер может помогать самонаучаться и вредным иллюзиям, и заблуждениям, тогда это уже роль культового гуру). НО — в любом случае термины «учитель» («Учитель») лишь маскируют собой перечисленные или ещё и другие роли, не имея под собой никакого специфического явления, кроме вышеуказанных.
  2. Недопустимо в проектном документе, регулирующем конкретную образовательную деятельность и предполагающем конкретные результаты, ставить на первый план и вообще употреблять неопределённые (и неопределимые) метафизические и пропагандистски-манипулятивные термины, вроде «духовности» и «национальных интересов». Точнее, надо тогда честно обозначать в подзаголовке документа его жанр — программа-проект образовательной деятельности или пиар-проект отдела агитации и пропаганды. Смешение жанров, понятное дело, помогает авторам в общении с начальством и с увеличением цифр в отчётах о количестве использованной бумаги, но к развитию образования это точно не имеет отношения — или имеет исключительно свойства тормоза и коррозии. И если такие документы пишут в Петербурге (или даже в Минобразе?), то что же пишут в Урюпинске (да простят меня жители этого города)? Если такой уровень проектной и терминологической безграмотности у ведущих специалистов второй столицы, то что же в провинциях вычудачивают?


2011-01-28

Открытое письмо президенту России :: Мама.Ру ::Новости

Мама.Ру :: Открытое письмо президенту России :: Новости

Учителя просят Д.Медведева наложить вето на закон об образовании

Учителя просят Д.Медведева наложить вето на закон об образовании
Учителя просят Д.Медведева наложить вето на закон об образовании
Блогер starushkalarina обратилась к президенту РФ Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и председателю Госдумы Борису Грызлову с открытым письмом.

В письме интернет-пользователь обращается к российскому лидеру и чиновникам с просьбой наложить вето на принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы, выступить против радикального перекраивания школьной программы, созвать педагогов всех уровней, родителей учеников и самих школьников на представительное совещание для обсуждения вопроса о...Читать далее >

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения