Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-04-14

Умелое мышление и социальная грамотность - 01: введение в идею дистанционного курса

Делаю обещанную попытку быть понятым не только собой, но и другими. Если что, пост просто перепишу.

Итак, исходный посыл, мечтательный - было бы хорошо, если бы и я, и социальный мир вокруг стали бы чуть лучше. Подчёркиваю - хотя бы чуть-чуть, поскольку не имею никаких иллюзий насчёт реальной достижимости чего-то большего и слишком много знаю о страшных последствиях более радикальных проектов. Посыл второй, практический: человек не может улучшать себя и свою социальную среду никаким иным образом, кроме того, который применяется в улучшении и развитии материальных рукотворных вещей. Иными словами, решение проблемы доведения до передового мирового уровня продукции ВАЗа ничем принципиально не отличается от решения проблемы улучшения мышления и поведения индивида и социальных групп в России до того же передового мирового уровня - хотя бы потому, что и то и другое - продукты мышления и деятельности человека. Материал, сырьё, так сказать, разные - да, согласен. Но базовые принципы и схемы действий - одни и те же, как ни крути. И, повторюсь, уж точно один и тот же исполнитель - человек.

И какие же общие базовые принципы и схемы действий можно выделить в совершенствовании автомобиля и совершенствовании человека?
  1. Обязательное наличие уже сложившихся представлений (осознаваемых и неосознаваемых) о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо" ("как всё устроено"), и не только применительно к авто или человеку, а вообще ко всему, с чем человек в своей жизни сталкивается. Некритичная вера в осознаваемые представления и недостаток усилий по осознанию и критике подспудных верований (стереотипов, шаблонов и т.п.) самым серьёзным образом влияет на качество и эффективность разработки и реализации любых проектов - технико-инженерных и социо-инженерных.
  2. Постепенные и в основном относительно мелкие улучшения отдельных деталей или элементов структуры единственно доступным методом слепых проб и устранения понятых ошибок. Крупные существенные улучшения в результате каких-то открытий и озарений полностью воплощаются на практике тоже только через процесс многочисленных мелких и постепенных адаптаций и в большой зависимости от множества тривиальных и "скучных" факторов.
  3. Достижение максимально лучшего результата путём нудного "вычерпывания" ошибок и огрехов, а не  через волшебное одномоментное проинтуичивание "как сделать правильно". Кажущиеся исключения из этого правила на деле являются лишь видимой верхушкой громадного айсберга предварительной работы по поиску и исправлению ошибок в ходе монотонной работы по придумыванию и прилаживанию самых прозаических и мелких деталей.
  4. Серьёзное и качественное улучшение даже отдельных элементов что технически сложных вещей, что сознания и поведения человека требует вполне определённого уровня знаний и умений и усвоения уже имеющегося опыта и его научного осмысления, т.е. обязательного профессионального сопровождения и контроля и квалифицированного обучения.
  5. Существуют такие базовые знания и умения, которые в решающей степени определяют качество и эффективность узкоспециализированных знаний и умений - как, например, качество сырья определяет качество конкретных продуктов, из него изготовленных. И если не улучшать качество этих базовых знаний и умений, то невозможно будет улучшать и качество специализированных знаний и умений - "сырьё" не потянет.
  6. И есть такие процессы (элементы, структуры, свойства, проблемы и т.д.), изменение и усовершенствование которых - при кажущейся их отвлечённости, частичности, ограниченности, косвенности, незначительности и т.п. - может оказывать весьма существенное влияние на многие другие свойства, стороны и важные результаты, будь это создание технически передового гаджета или обучение индивида (пример - "канальные факторы", выявленные в социально-психологических исследованиях).
 Всё это вроде бы очевиднейшие банальности, когда речь идёт о создании новой модели ноутбука или кофеварки. Дело в том, что неодушевлённые вещи никаким другим образом не преобразуются в механизмы и продукты, олицетворяющие нашу технически продвинутую цивилизацию. Но как только человек задумывается о собственном преобразовании в некое более сносное и чуть более разумное существо, он так и норовит забыть или отменить все вышеназванные сложности и придумать что-то более "духовное", "гуманистическое" и одновременно "простенько-волшебное".

В качестве попытки по последовательному учёту и применению перечисленных принципов я и рассматриваю свой проект. Я пробую выделить базовые (узловые и решающие) для умелой современной социальной жизни знания и умения, посильные для моей компетенции, и предлагаю им обучиться с применением наиболее полезных и эффективных технических приспособлений и технологических приёмов. На данном этапе предполагаемый объём этих знаний и умений я разбиваю на отдельные блоки, достаточно мелкие и достаточно "вкусные" для освоения на том отсталом уровне образованности, который реально преобладает среди широких масс российского населения с вузовскими дипломами и ещё бездипломных студентов.

Догадываюсь, что и этот текст многим покажется неясным и невдохновляющим, но если число понимающих мой замысел в результате увеличится хотя бы на 10 человек, то я с полным основанием буду считать свои усилия потраченными не зря - да здравствует пошаговая социальная инженерия!

Перезапуск дистанционного курса: поиск и исправление ошибок

Мой дистанционный курс явно начался фальстартом, поскольку заглох практически в первый же месяц своего существования. Я, видимо, сформулировал его программу скорее для себя, для прояснения своего представления о его содержании, чем для кого-либо ещё. Понимание для себя абсолютно необходимо, теперь планирую сделать переложение для более широкой публики.

2010-04-08

Критически важные вопросы: попытка сформулировать ключевой вопрос к образовательному проекту

Существуют ли в достаточно разработанном и практически применимом виде такие современные знания о человеке и обществе, которые, с одной стороны, являются базовыми (фундаментальными) как минимум в двух смыслах - в смысле наиболее общих и исходных научных знаний и моделей и в том смысле, что они составляют, независимо от нашего осознания или незнания этого факта, базис (фундамент) нашего реального мышления и поведения, и неправильное понимание или незнание которых в очень существенной степени определяет наши мысли, поступки и чувства; а, с другой стороны, пока в основном отсутствуют в адекватном и практически эффективном виде в нашей культуре и системе образования, в результате чего мы в подавляющей своей массе оказываемся от них изолированными и бессмысленно страдаем из-за этого? Подчеркну, что имею в виду именно научные знания и концепции, а не псевдонауку и эзотерику.

Моя гипотеза, что ДА, мы сейчас имеем дело именно с такой ситуацией очень опасного разрыва между достижениями социальных и когнитивных наук, с одной стороны, и системой образования и сложившейся культурой - с другой. 

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения